Произведение «Ветер принес издалека» относится к раннему творчеству Блока, и и было создано поэтом в январе 1901 года. В начале 1900-х годов Блок переживает период глубокого увлечения философией соловьевского толка и мистическими учениями. Его творчество наполняется символизмом и образами, отсылающими к идее Вечной Женственности, Софии — олицетворению Премудрости Божией.
История создания стиха
Любовь к юной Любе Менделеевой стала для Блока тем самым земным воплощением прекрасной мистической Дамы. Поэт ощущал в возлюбленной сверхъестественное начало, некий высший идеал красоты и чистоты. Этим объясняется обожествление женского образа в его ранней лирике.
Стихотворение «Ветер принес издалека» было написано в период ухаживаний Блока за Любовью Дмитриевной. Ощущение приближающейся весны, обновления жизни рождало в душе поэта трепетные романтические чувства. Ожидание скорой свадьбы вдохновило его на создание этого проникновенного лирического шедевра.
Удивительно, но спустя годы, когда пыл страстей поутих, а любовный романтизм сменился более будничными отношениями, Блок продолжал считать это стихотворение одним из своих лучших произведений, посвященных Прекрасной Даме. Оно осталось квинтэссенцией его юношеских идеалов и упований.
Жанр, тема, композиция
По жанру это философская лирика с элементами пейзажной зарисовки. Композиция стиха кольцевая — в первой и последней строфе присутствует строка «Ветер принес издалека», создавая ощущение замкнутого круга, цикличности происходящего.
В центре — великолепный пейзажный образ ясного весеннего неба, лазури, в которой отражаются «звездные сны» и эхо минувших «зимних бурь». Этот пейзаж не просто живописная деталь, но и художественная метафора внутреннего состояния лирического героя.
Интересен здесь и образ «струн» лирического «я», которые как будто вторят стихиям природы, сливаясь с плачем «зимних бурь». Это создает поразительный синтез субъективного и объективного миров.
Художественные особенности
Блок виртуозно использует звукопись, создавая невероятную музыкальность и мелодичность стиха за счет переплетения звуков «з», «с», «р». Хорошо прослеживаются плавные переходы от суровой зимней стихии к нежным весенним мотивам.
Богатая метафорика и символизм образов («звездные сны», «бездонная лазурь» и др.) раскрывают глубокий философский подтекст произведения. Прослеживаются мотивы романтического идеализма, устремленность к невыразимому идеалу красоты.
Ритм стиха плавный, напевный. Смена женской и мужской рифмы создает неповторимые интонации, наполненные томлением и ожиданием. Переливы гласных звуков («светло и глубоко», «сумерках близкой весны») передают грезы и томление лирического героя. Общий настрой — предвкушение чего-то радостного и прекрасного, преддверие поэтического вдохновения и творческого экстаза.
Таким образом, композиция, художественные приемы и музыкальный рисунок произведения создают единый образ пробуждающейся весенней природы и человеческого духа, ликующего в предвкушении грядущих перемен.
Ключевые образы стихотворения
Центральным образом здесь является, конечно же, сам ветер — вестник грядущих перемен, предвестник пробуждения жизни и творческого вдохновения. Весна в произведении предстает как нечто желанное и прекрасное, а «бездонная лазурь» весеннего неба становится символом безграничных высот некого мистического идеала.
Важную роль также играет и образ «звездных снов» — грез, мечтаний, романтических идеалов лирического героя. Это тот самый недостижимый идеал Прекрасной Дамы, который так характерен для ранней лирики Блока.
Наконец, образ «струн», вторящих стихиям природы, — это метафора музыки, творческого вдохновения, звучащие в душе лирического героя.
Лирический герой
Лирический герой предстает перед читателем как чуткая натура, глубоко погруженная в свой внутренний мир. Его «сумерки близкой весны» — это пограничное состояние души, балансирующей между реальностью и мистикой.
Он словно растворяется в окружающей его природе, сливается со стихиями. Его внутренние «струны» отзываются на каждый порыв ветра, каждый отзвук «зимних бурь». Это личность художника, творца, с обостренным восприятием мира. В то же время герой живет ожиданием грядущей весны, готовый распахнуть свою душу жизнеутверждающим переменам. В его мироощущении уживаются тоска по чему-то идеальному и предвкушение скорого преображения.
Таким образом, перед нами глубоко лиричный, импрессионистский образ мечтателя и художника с тонкой ранимой душой, погруженного в мистические грезы и ожидающего своего творческого Возрождения.
Тема стихотворения, особенности сюжета
Тема произведения — философско-лирическая, посвященная творческому вдохновению, пробуждению души, стремлению к новой жизни. Ключевая идея — ожидание духовного обновления, грядущих перемен, предчувствие творческого порыва.
Особенности сюжета: с одной стороны, сюжет предельно прост и лаконичен. Это почти пейзажная зарисовка, лишь намек на событие — ветер принес весенние звуки. Но с другой стороны, в этой простоте и заключена глубокая философская подоплека, символический подтекст. Вся система образов указывает на духовное состояние лирического героя. Все художественные образы (ветер, весна, лазурь неба) описывают пробуждение его творческих сил, ожиданий озарения. И вот в такой мистической атмосфере ожидания, в сумерках между былым и грядущим слышится робкий «плач струн» — голос поэтической души, настраивающейся на новый лад.
Таким образом, вся система ярких символических образов раскрывает основную мысль произведения — томление творческой натуры в преддверии озарения, пробуждение вдохновенного порыва, ожидание духовного обновления. Простые картины природы становятся зеркалом бездонной поэтической души.
Средства выразительности
Метафоры:
✔️ «В сумерках близкой весны» (весна уподобляется сумеркам, предрассветному часу)
✔️ «Реяли звездные сны» (сны сравниваются с реющими, парящими)
Олицетворения:
✔️ «Плакали зимние бури» (бури наделены эмоциями человека — плачем)
✔️ «Плакали струны мои» (неодушевленные струны также олицетворены, им приписывается плач)
Эпитеты:
✔️ «песни весенней намек» (весенней — эпитет, передающий ощущение пробуждения природы)
✔️ «бездонной лазури» (бездонной — эпитет, указывающий на безграничность небесных далей)
✔️ «звездные сны» (звездные — эпитет, наделяющий сны мечтательностью и возвышенностью)
Инверсия:
«Песни весенней намек» — нарушение обычного порядка слов придает фразе поэтичность.
Психологический параллелизм:
Состояние природы (ветер, буря, весна) параллельно отражается в душевных переживаниях лирического героя.
Символизм образов:
Весь пейзаж — символическое отражение внутреннего мира героя.
Таким образом, Блок использует весь арсенал поэтических приемов: средства художественной выразительности, особый мелодический рисунок, символизм образов. Все это делает стихотворение ярким и музыкальным, наполняя его глубочайшим смыслом и философским подтекстом.
Основная мысль и смысл
Подводя итог, можно сказать, что основной смысл стихотворения — это прозрение, духовное пробуждение лирического героя. Огромный мир предстает пред ним в виде многообещающей загадки, полной тайн и сокровенных желаний.
Ветер принес издалека — анализ кратко
Одним из самых известных и загадочных произведений Александра Блока является стихотворение «Ветер принес издалека». Произведение относится к раннему творческому периоду писателя, времени его нежных чувств к будущей супруги, романтических мечтаний, ожиданий и надежд. Написано в январе 1901 г, входит в цикл «Стихов о Прекрасной Даме».
Композиционно стихотворение состоит из трех четверостиший, где первая и последняя строфа содержит строку «Ветер принес издалека». Этот лейтмотив и создает кольцевую композицию, усиливая чувство цикличности происходящего. В середине стихотворения мы встречаем великолепный пейзажный образ весенней лазури, в сумерках которой «плачут зимние бури» и «реют звездные сны». Все это не просто красивая картинка, а тонкая аллегория внутреннего мира лирического героя.
Плавный, напевный ритм четырехстопного хорея придает стихам звучность и мелодичность. А смена женской и мужской рифм создает неповторимую интонацию томления и ожидания. Ключевыми образами стиха являются ветер (вестник перемен), весна (как символ обновления и первозданной чистоты), и звездные сны (олицетворение романтических идеалов, грез и стремлений юного поэта). Главный герой предстает перед нами в ипостаси чуткого, мечтательного и художника.
Основная тема стихотворения — ожидание весны, новой жизни, вдохновения, пробуждение творческих сил. Сюжет прост и символичен одновременно: герой уловил первые вести о грядущем обновлении, и она пробудила в нем целый калейдоскоп образов и чувств.
Из средств выразительности в стихотворении использованы самые разнообразные тропы: эпитеты, олицетворения, метафоры, и др. Все они создают неповторимую музыкальность и образность стиха.
Входит в школьную программу 8-9 класса.
Оставить комментарий