:::: МЕНЮ ::::

На ранних поездах: анализ

В стихотворении «На ранних поездах» Борис Пастернак делится своими впечатлениями и размышлениями во время поездки на поезде зимним утром. Это прекрасный образец лирической поэзии, где автор откровенно выражает свои чувства и мысли. Давайте подробно проанализируем это произведение.

Пастернак: На ранних поездах — анализ

История создания стиха

История создания произведения «На ранних поездах» Бориса Пастернака весьма примечательна. Это стихотворение было создано в 1941 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. Страна испытывала трудности и лишения, а враг находился у «ворот» Москвы.

Однако Пастернак, будучи истинным поэтом, умел отвлекаться от тяжелой повседневности и погружаться в мир высокой поэзии и вечных ценностей. В то время Борис Леонидович часто ездил из Переделкино в Москву и обратно. Долгие поездки, тишина вагонов, размышления о жизни — все это вдохновило Пастернака на создание этого лирического шедевра.

Сам поэт испытывал особую любовь к поездам, и даже одном из писем Борис Леонидович признавался: «Самое счастливое мое ощущение — это ехать куда-нибудь в командировку в мягком вагоне». Именно в поезде к нему часто приходило вдохновение.

Так вот в разгар военной зимы 1941 года и родилось знаменитое стихотворение «На ранних поездах», которое вошло в одноименный поэтический сборник Пастернака, опубликованный в 1943 году. Эта лирическая миниатюра — яркое свидетельство того, что и в суровые годы войны поэзия оставалась для Пастернака смыслом жизни и источником духовных сил.

На ранних поездах Пастернак - картинка

Жанр, тема, композиция

Особенностью композиции этого произведения заключаются в чередовании пейзажных зарисовок и интерьеров вагона с лирическими отступлениями и портретами попутчиков.

Например, вначале дан туманный зимний пейзаж ночного переезда, а затем автор описывает свой путь на вокзал. Дальше вновь лирическое отступление о детских впечатлениях от поездок. Затем интерьер вагона с обобщенными портретами пассажиров. И снова пейзаж за окном с описанием рассвета в Москве. Таким образом, пейзажи, интерьеры, портреты и лирика чередуются, дополняя друг друга.

В художественном плане это типичное лирическое стихотворение с использованием разнообразных поэтических тропов. Язык богатый, мелодичный с преобладанием эмоционально-экспрессивной лексики. Лирический герой выражает свои чувства и переживания открыто и непосредственно. Ритм стиха очень динамичный, передающий движение поезда. Преобладают хореи и дактили. Интонация меняется в зависимости от описываемых картин — то задумчивая, то восторженная.

Таким образом, композиционно это динамичное лирическое повествование с элементами пейзажной лирики и портретных зарисовок. Язык образный и мелодичный, передает эмоциональное состояние лирического героя.

Ключевые образы и краткий анализ главных героев

Ключевыми образами стихотворения «На ранних поездах» являются:

✔️ Образ поезда. Наделен характеристиками живого существа. Это не просто транспортное средство, а целый особый мир со своим укладом.

✔️ Образ зимнего пейзажа за окном. Символизирует ускользающее, изменчивое время и пространство. Природа предстает загадочной и таинственной.

✔️ Обобщенные образы попутчиков в вагоне. Олицетворяют простых русских людей, тружеников, для которых поездка на поезде — повседневная реальность.

Таким образом, в системе образов произведения представлены 3 мира — особый мир поезда, мир природы за окном и обыденный мир людей.

Лирический герой — это сам поэт, автор. Он эмоционален, впечатлителен, склонен к философским размышлениям. Для него поездка в поезде — это всегда источник вдохновения и творческого подъема. Лирический герой созерцателен, открыт окружающему миру, детально прописаны его переживания и чувства. Образ автора ключевой для стихотворения.

Тема стихотворения. Особенности сюжета

Тема этого стихотворения довольно многопланова — это и размышления о жизни, и духовный мир человека, природа, образ России. Но главная тема все-таки — внутренний мир лирического героя и его переживания во время поездки на поезде. Давайте раскроем это подробнее.

Особенностью сюжета является его отсутствие как такового. Это лирическое стихотворение-впечатление, моментальный срез чувств и раздумий автора. Повествование ведется от первого лица. Лирический герой описывает свою поездку от начала и до прибытия в Москву. Но внешний сюжетный ряд не имеет явного выражения. В фокусе — внутреннее состояние героя.

Через описания зимнего пейзажа, интерьера вагона, портретов попутчиков передается душевный настрой автора, его размышления о России. Таким образом, в системе образов прежде всего раскрывается внутренний мир человека, сложный и многогранный.

Средства выразительности

Стих «На ранних поездах» насыщен яркими поэтическими тропами и стилистическими фигурами. Давайте подробно разберем основные средства выразительности этого произведения.

1. Метафоры. Яркие, запоминающиеся образные сравнения: о «рассыпавшихся в темноте скрипучих шагах», о «хитрых морщинах света».

2. Олицетворения. Наделение неживых предметов человеческими качествами: о встающих «ветлах пустыря», поезд «старался перегнать» лирического героя.

3. Эпитеты. Меткие определения, усиливающие образ: например о «холодной яме января», «горячей духоте вагона».

4. Сравнения. Рассевшиеся пассажиры «как в повозке», читающие подростки уподоблены «заведенным» механизмам.

5. Аллитерации. Повтор звуков «с» и «ш»: леСная темь, Скрипучие шаги, СтаралСя, шеСть и т.д. Передает шорохи, скрип, движение.

6. Риторические фигуры. Восклицания, риторические вопросы придают стихотворению экспрессии: «Здесь были бабы, слобожане..»

Таким образом, вышеперечисленные средства художественной выразительности делают поэтическую речь эмоционально насыщенной, запоминающейся, яркой. Помогают автору передать состояние души.

Основная мысль и смысл

Основная мысль стихотворения «На ранних поездах» заключается в утверждении несокрушимости русского национального характера, жизнестойкости и оптимизма простых людей даже в суровые времена.

Это подчеркивается в описании попутчиков лирического героя — пестрая толпа в вагоне едет по своим делам, читает, о чем-то задумывается. Это обычные труженики, для которых поездка на работу в поезде — привычное дело.

И в их облике нет «следов холопства», которые могла бы наложить нужда и тяжелая обстановка военного времени. Люди сохраняют человеческое достоинство, веру в будущее, интерес к жизни. Этот оптимизм и стойкость духа особенно ярко проявляются в финальных строках — дети радостно встречают рассвет, и несмотря ни на что, с нетерпением готовятся к новому дню.

Так в образах простых попутчиков воплощается главная мысль — русский народ не могут победить и сломить тяжкие испытания. Его оптимизм и вера в светлое будущее всегда торжествуют. Вот в чем заключается глубинный смысл и пафос этого стихотворения.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Оставить комментарий