:::: МЕНЮ ::::

Утес — Лермонтов, анализ стихотворения

Тема одиночества не раз раскрывалась в отечественной лирике. Пример — «Утес» Лермонтова, анализ которого позволяет понять смыл и идею произведения. Это одно из самых распространенных произведений известного поэта, которое школьники изучают в 6 классе. Стихотворение одновременно простое и глубокое. Оно – шедевр русской литературы, несмотря на свои «скромные» по меркам композиции размеры.

Утес Лермонтов: анализ произведения

Изучать стихи Лермонтова можно на примере одного «Утеса». Произведение краткое, но многогранное, довольно простое и несущее глубокий смысл одновременно. Поэтому по «Утесу» Лермонтова анализ стихотворения писать несложно. Главное – внимательно прочитать произведение, чтобы понять не только его поверхностную тематику, но и основную мысль.

Анализ любого литературного произведения должен осуществляться по определенному плану. Он придает работе структурированность, позволяет быстро найти нужный раздел.

Утес - Лермонтов, иллюстрация

План анализа стихотворения Лермонтова «Утес» включает:

✔️ Вступление.

✔️ Изучение истории создания произведения.

✔️ Определение жанра и темы, композиции стиха.

✔️ Краткий анализ персонажей стихотворения.

✔️ Определение основной мысли произведения.

✔️ Заключение.

Начинать анализ следует с наведения исторической справки. Порой именно история позволяет судить о том, что хотел рассказать автор в своем произведении, и почему именно эти события и персонажи выбраны в стихотворении поэта.

Утес: история создания

Произведение появилось в 1841 году. Через несколько недель после его создания Лермонтов трагически погиб, сражаясь на дуэли. С точки зрения историков история стиха и гибель – просто совпадение. Но критики уверены, что талантливый писатель предчувствовал свою смерть. Поэтому произведение буквально пропитано меланхолией.

Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова в 6 классе не должен включать много исторических сведений. Они не нужны читателю, чтобы понять смысл произведения. Больше внимания следует уделить не времени, когда был написан «Утес», а переданной в произведении тематике.

Если рассматривать историю взаимоотношений героев, сравнивая ее с историческим периодом из жизни автора, то провести схожие параллели не получится. В конце своей жизни Лермонтов по-прежнему много писал, хотя многие из его произведений были буквально пропитаны грустью.

Широкой публике «Утес» стал известен только спустя 2 года после смерти писателя. Стихотворение впервые было опубликовано в «Отечественных записках». В 1843 году это был популярный журнал, в котором размещались лучшие произведения отечественных авторов. И «Утес» заслуженно был в их числе.

Жанр, тема и композиция

В анализе стиха Лермонтова «Утес» обязательно стоит упомянуть о жанре произведения. Это яркий пример русской лирики, с драматическим подтекстом. В произведении раскрывается тема одиночества и тоски, дружбы и привязанности. Ее можно проследить во взаимоотношениях тучки и утеса.

Когда веселая и беззаботная тучка встретилась с великаном-утесом, она подарила ему радость общения. Но дружба героев была недолгой. На утро ветреной тучке нужно было отправляться в путь. И утес вновь остался один, тоскуя по приятным минутам, проведенным в компании своей недавней знакомой.

Создать особое настроение своему стихотворению Лермонтову удалось за счет яркой композиции. Поэт использовал две строфы по 4 строчки в каждой. Линейная одночастная композиция наиболее полно раскрывает его художественный замысел.

Краткий анализ героев

Все внимание в стихотворении поэта уделяется двум героям – утесу и тучке. Краткий анализ Лермонтова «Утес» дает осознать роль и влияние каждого персонажа.

Основной герой, в честь которого произведение получило свое название – это утес. По своей природе он – предмет неодушевленный. Но Лермонтов оживил своего героя, придав ему черты одинокого, тоскующего по уходу близкого друга человека.

Утес – олицетворение тоски и грусти. Многие критики считают, что под главным героем автор понимал самого себя. Доказательством этого может служить факт, что «Утес» написано за пару недель до гибели Лермонтова.

Но историки опровергают связь творчества со смертью поэта. Михаил Юрьевич погиб, участвуя в дуэли. Он вряд ли мог предугадать такой исход своей жизни. Поэтому мысли о том, что утес – это герой, с которым Лермонтов ассоциировал себя самого, остаются догадками.

Вторым персонажем стихотворения «Утес» является тучка. Ее можно трактовать как отрицательного героя. Почему тучка – неоднозначный персонаж? Она, также одушевленная Лермонтовым, как и утес, является причиной душевной раны персонажа.

Тучка провела с утесом немного времени. Но большой и добрый каменный великан успел привязаться к своему ветреному другу. Однако после ночевки «на груди утеса-великана» тучке пора в путь. Она уходит от своего нового друга, оставив его тосковать и верить, что их встреча вновь состоится.

Основная мысль и смысл рассказа

У произведения М.Ю. Лермонтова «Утес» анализ невозможно представить без основной мысли стихотворения. Она совпадает с тематикой стиха и посвящена одиночеству.

Смысл рассказа – продемонстрировать, что чувствуют все существа после того, как их покидает близкий. Оба персонажа произведения «Утес» — неодушевленные в реальной жизни. Но в стихотворении Лермонтова тучка и утес оживают, потому что автор сравнивает их поведение и образ жизни с людьми, используя для этого многочисленные эпитеты (например, «золотая» в описании тучки).

По «Утесу» Лермонтова анализ в 6 классе должен включать идею, которая связывает героев и основную мысль произведения. Для тучки одиночество – не такая боль, как для утеса. Тучка свободно путешествует по миру, в то время как одиноко стоящий утес вынужден оставаться на одном месте – такова судьба каменного великана. Поэтому он трагично и глубоко переживает расставание с тучкой – той единственной, которая смогла хотя бы на время избавить его от одиночества.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Оставить комментарий