:::: МЕНЮ ::::

Отцы и дети: система образов в романе

В литературоведении существует несколько способов анализа художественного произведения. Наиболее понятный для разбора в школе — система образов. «Отцы и дети» — роман, в котором структура изображения героев иллюстрирует данный способ.

Система образов в романе Отцы и дети

Произведение И.С. Тургенева рисует, так называемых, «новых людей». Они появились в литературе второй половины 19в в связи с нарастающими революционными идеями в обществе, и должны были показать читателю кто же такие социалисты, готовые к свержению власти, полному изменению государственного и общественного строя. В столицах таких людей было много, особенно среди молодёжи, а в провинции они были единичны, потому и привлекали к себе внимание. Система образов в романе «Отцы и дети» демонстрирует такой тип.

В центре образной композиции находится Евгений Базаров. Именно он и является «новым» человеком. Сам себя называет нигилистом, расшифровывая этот термин, как полное отрицание каких бы то ни было ценностей: семьи, любви, дружбы. То есть всего того, на чём построено традиционное русское общество. Но сама жизнь доказывает его неправоту, сталкивая с другими героями. Все его принципы разбиваются об обычные человеческие взаимоотношения.

Само название уже говорит о противостоянии в системе образов «отцов» и «детей»: старшего поколения и младшего. Но по ходу развития действия, оказывается, что отношение к разным «лагерям» зависит не от возраста, а от жизненных приоритетов.

Отцы и дети: система образов в романе

Система образов детей (как новой силы общества)

Поколение «реформаторов» автор назвал «детьми», хотя это уже молодые люди, окончившие университет и готовые к самостоятельной жизни. К ним относится главный герой и его друг Аркадий Кирсанов. Приехав в гости к последнему, жаждущий перемен Базаров, начинает критиковать и высмеивать быт поместных дворян: отца своего друга Николая Кирсанова и дядю Павла Кирсанова.

С первых минут он своим поведением демонстрирует пренебрежение: бросает «одежонку», не соблюдает элементарные нормы этикета, грубит хозяевам.

В столице молодому Кирсанову идеи нигилизма в устах Базарова казались правильными, он поддерживал их полностью. Но в реальности, когда те же фразы нигилист обращает к его близким, они уже вызывают у него неприятие. Он понимает, что товарищ призывает к разрушению его семьи, и всего что ему дорого. Аркадий быстро понимает, что принципы нигилизма ему не подходят. Система образов «Отцов и детей» Тургеневым выстроена так, что по ходу действия роли персонажей могут поменяться, и Кирсанов покидает лагерь «детей» и устраивает свою жизнь в традициях старшего поколения.

Образы антагонисты (отцы)

«Отцы» в романе являются противниками новых идей. К антагонистам относятся братья Кирсановы – поместные дворяне, Одинцова – соседка-помещица. Это люди, воспитанные в традициях «дворянских гнёзд». Для них первостепенную роль играет семья, ценны крепкие семейные отношения, уважают близких.

Нельзя сказать, что они противники реформ, вовсе нет. Но Базаров, призывая к разрушению всего существующего, ничего не предлагает взамен. Он убеждён, что его дело разрушить, а строить новое будет кто-то другой, ему уже не интересно, кто это будет. А когда Кирсановы указывают на это, Евгений злится и раздражается, так как понимает, что его теория хороша только в теории, а в реальности терпит крах в пером же столкновении с помещиками.

Система образов произведения «Отцы и дети» направлена на развенчание нигилистических взглядов. Автор, проводя Евгения Базарова через общение со всеми героями, показывает всю практическую никчемность красивых идей и фраз. Старшее поколение не ставит перед собой задачу развенчать теорию нигилизма, но своими простыми действиями, разговорами, поступками показывают, что это пустые слова.

Женские образы в романе (испытание любовью)

Базаров в системе образов «Отцов и детей» проходит через испытания простыми человеческими чувствами, одним из которых является любовь. Именно её он отрицал в первую очередь, говоря, что это лишь физиология. Центральными героинями романа являются Анна Одинцова и её сестра Катя. Анна Александровна умна, красива, появляясь в обществе, сразу привлекает к себе внимание. Слухи о ней абсолютно не портят её репутацию. Она выше сплетен и домыслов. Это достоинство чувствуется всеми. И Базаров, утверждавший час назад, что любви нет, тоже попал под власть её чар. Как уже говорилось выше, сама жизнь развенчала теорию отрицания традиционных ценностей, и это злит героя ещё больше.

К сожалению, союз Одинцовой и Базарова не сложился. Несмотря на взаимную симпатию, Анна понимала, что перед ней сильная личность, полная противоречий, которая всегда будет искать себя. А она представитель «старшего» поколения и перевоспитывать взрослого мужчину не хочет.

Иным женским персонажем является её сестра Катя, мягкая, добрая, полностью послушна воле сестры. Именно её простота и очарование покорили Аркадия. Их союз сложился быстро, потому что пара была единодушна во всем. И Катя, и Аркадий с радостью вошли в лагерь «отцов», потому что счастье как раз и заключается в семейных ценностях.

Второстепенные образы

Нельзя не сказать кратко о системе образов в «Отцах и детях» второстепенных персонажей. Их роль заключается также в развенчании теории нигилизма.

В губернском городе Базаров встречает своих ярых поклонников: Кукшину и Ситникова. Но они показаны в комичном свете. Беседуя со своими последователями Базаров, видя, как нелепо звучит его теория в устах других людей, понимает, что пойдут за ним такие провинциальные пустословы. А ему хотелось бы видеть рядом Аркадия, но тот уже разочарован в нигилизме.

Родители Евгения тоже играют немаловажную роль. Ведь и семью он отрицал за ненадобностью. Но, приехав в свой дом, почувствовав родительскую любовь, заботу, понимает, что без семьи никакое общество не может существовать. Ещё одна часть теории разбилась о родительскую любовь.

Слуги в русской литературе всегда являются второстепенными образами, хотя несут большую смысловую нагрузку. Они являются отражением хозяев. Пётр — слуга Аркадия – прожил в Петербурге пять лет, и нахватавшись столичного блеска, пытается перед сельской дворней показать себя выше их. Но выглядит это нелепо. Пётр тоже своеобразное отражение Базарова, когда слетает всё напускное, человек остаётся самим собой, сразу видно, чего он стоит.

Таким образом, система образов в романе И.С. Тургенева выстроена так, чтобы показать несостоятельность новых течений, появляющихся в России во второй половине 19 века. Сам автор, приверженец традиционных устоев, проведя героя через взаимодействие со всеми персонажами, показал, как одна за другой разбиваются его теоретические выкладки, сталкиваясь с обычной жизнью.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Оставить комментарий

Добро пожаловать!

Это простая проверка на роботов. Кликните продолжить.