:::: МЕНЮ ::::

Шариков: характеристика и образ героя

В мировой литературе не раз возникали образы героев-гомункулусов – людей искусственно созданных, порой неочеловеченных до конца. Пример – в творении Булгакова. По его Шарикову характеристика персонажа наиболее полно раскрывает принцип создания «франкенштейнов». И в очередной раз попытки очеловечить животных приводят к трагическим последствиям.

Характеристика Шарикова в Собачьем сердце

Главный герой Булгакова в повести «Собачье сердце» — Полиграф Полиграфович Шариков. Этот персонаж уникальный во многом.

Раньше Шариков был дворовым псом Шариком, пока однажды его не взял с собой профессор Преображенский и не пересадил его гипофиз пролетария Клима Чугункина. В результате получился получеловек – существо в человеческом облике, но с довольно странными мыслями, поведением и привычками.

Характеристика Шарикова в «Собачьем сердце» позволяет понять, почему не удалось вырастить из Шарика человека достойного и порядочного. Шарик был псом дворовым, причем не только по образу жизни, но и поведению. Он привык сражаться за еду и привык к агрессии со стороны людей и других бездомных животных.

Когда зверю пересадили гипофиз пролетария Чугункина, казалось бы, появилась надежда на приятные изменения. Но вскоре у Шарикова из «Собачьего сердца» в характеристику добавились не только повадки дворового пса, но и выходки человека, умершего от пьянства.

Образ и характеристика Шарикова

С каждой новой главой повести поступки героя становились все более опасными для общества. При их изучении можно понять, какие человеческие пороки олицетворяет в себе образ Шарикова. Среди них:

✔️ хамское поведение;

✔️ алкоголизм;

✔️ сквернословие;

✔️ ненависть к окружающим;

✔️ агрессия;

✔️ лицемерие;

✔️ леность;

✔️ жадность;

✔️ эгоистичность;

✔️ преступная наклонность;

✔️ стремление к аморальным поступкам.

Всем, кому предстоит составить характеристику Шарикова в конце его существования в образе «псевдочеловека», можно смело использовать коктейль из перечисленных качеств.

Сравнительная характеристика Шарика и Шарикова

Характеристика Полиграфа Шарикова идет в ногу с описанием предыдущего образа героя – дворового пса Шарика. Пересаженный гипофиз и семенные железы Клима Чугункина дали о себе знать практически сразу.

Преображенский мечтал, что из пса можно создать человека. Причем не просто похожего на людей внешне, но и обладающего истинно человеческими качествами. Но доброта, ласка, отзывчивость и стремление к развитию псу Шарику были чужды. Нельзя было найти их и у преступного пьяницы Клима Чугункина. В результате получилось существо, назвать которого человеком никак нельзя.

Да, у Шарикова есть звонкое имя – Полиграф Полиграфович. Он даже имеет определенную должность – наблюдает за отловом бездомных животных. Но все стремления Шарикова направлены лишь на то, чтобы выжить, убирая врагов на своем пути.

Выбранная им работа – отлов зверей (преимущественно котов) – обусловлена ненавистью к кошачьим, а не к стремлению помочь городу и сделать жизнь его жителей комфортнее. Все, о чем говорит его образ, чего воплощает в себе Шариков, кроется за его стремлением к самоуничтожению, борьбе с выдуманными врагами.

Шарик – такой же, как и его очеловеченная копия. Точнее, по Шарику и Шарикову сравнительная характеристика демонстрирует, что оба состояния одного существа есть воплощение единого целого. Дворовый пес, неопрятный и «вороватый», превратился в человека грубого и агрессивного. Обидно лишь то, что у собаки было доброе сердце. Шарикову же о доброте остается только мечтать. Он не имеет жалости, откровенно труслив, но при это любит нарываться на неприятности.

Привыкший к брошенной на пол колбасе Шарик готов ради нее «стерпеть любые побои». Шариков цитатной характеристике выступает как персонаж, у которого «осталась только ненависть к кошкам».

Человек и животное в одном образе, Шарик и Шариков едины. Оба героя – несчастны. Их недовольство собственной жизнью проявляется в агрессии ко всему миру. И это неизменно приводит к уничтожению героев.

Образ Шарикова

Шариков – основной персонаж повести «Собачье сердце» Булгакова. Образ Шарикова настолько яркий и проработанный, что заставляет задуматься о смысле человека и животных многие поколения. Может быть поэтому и в наше время имеется такое явление, как шариковщина

Моральный образ Шарикова полностью соответствует его облику. Грубый снаружи и внутри, герой не стремится к тому, чтобы сделать свою жизнь лучше. Вместо этого бывший дворовый пес откровенно «выживает» в весьма привлекательных для жизни условиях, искусственно усложняя себе существование проблемами, которых нет.

Словно дворняга, Шариков постоянно огрызается и бросается на всех, желая защититься. Но большинство людей не бросаются на беспризорных псов первыми. И все же, обезумевшие от страха и жизни на улице животные, уже не верят им. Это приводит к нападению дворняжек на человека – иногда того самого, что угостил их колбасой и ласково потрепал за ухом.

Такое поведение персонажа является причиной, почему образ Шарикова стал нарицательным для людей. Когда говорят о похабности и неуважении, аморальности и пьянстве, сравнение с Полиграфом вполне естественное. Вопреки пожеланиям профессора Преображенского, который мечтал из дворняги вырастит интеллигента, получился ни пес, и не человек. Но странное, неприятное, опасное для общества существо. То, что воплотило в себе худшие качества среди людей и переняло агрессию дворовых псов.

Образ и характеристика Шарикова

Внешность и описание Шарикова

Начинать описание образа Полиграфа Полиграфовича Шарикова лучше всего с описания его внешности. Человек из Шарика получился невысокий – под стать мелкому дворовому псу. Волосы Шарикова были, словно шерсть собачья: жесткие, взлохмаченные. Казалось, что герой никогда их не стриг, а про расческу и вовсе не вспоминал.

Лицо у образа Шарикова в «Собачьем сердце» получилось весьма отталкивающим. На щеках и подбородке у персонажа всегда была щетина. Но не мужественная и ухоженная, как у профессоров, а мелкая, вразнобой. Словно пух у дворняжки, пощипанный в недавней схватке за кусок колбасы.

Сделать акцент в образе Шарикова в повести «Собачье сердце» хотелось бы и на чертах лица героя. У Полиграфа брови были густые, веки нависшие. Людям такая внешность придает грубость, агрессивность. Тяжелая челюсть и низкий лоб – свидетели слабой умственной активности. В реальной жизни люди с такими природными данными обычно не достигали больших успехов в творчестве или науке, занимая низшие должности и плохо оплачиваемую работу.

Характеристика образа Шарикова будет неполной без отсылки к бывшему носителю гипофиза Клима Чугункина. Так как Шарику пересадили часть мозга пьющего, аморально ведущего себя в обществе пролетария, ожидать от его очелевеченной копии страсти к творчеству и саморазвитию было глупо.

Все, что интересовало Шарикова – где найти «врагов народа», и как их уничтожить. Попутно персонаж не забывал о чудодейственной водке – она сгубила Клима, она же и привела к полному разложению несостоявшейся личности Полиграфа Полиграфовича.

Врага персонаж себе выбрал соответствующего – интеллигентного профессора Преображенского, своего же создателя и фактически отца. Здесь Булгаков делает отсылку к вечно напряженным «людям из народа» и творческой, научной интеллигенции.

Образ жизни у представителя каждой среды отличался. Но если интеллигенты своими врагами пролетариев совсем не считали, напротив, они сочувствовали им и их выбору своего образа жизни, то люди «с заводов» искренне завидовали ученым. Они чувствовали их превосходство над собой и стремились его подавить, применяя для этого хамство и грубую силу.

Образ жизни и характер

Описывая жизнь и нрав главного персонажа повести «Собачье сердце», стоит упомянуть о его безнравственности и аморальном поведении. Характеристика Шарика и Шарикова поначалу покажется читателям Булгакова различной. Но с каждым поступком, опускающим персонажа на дно социальной жизни, Шариков все больше отдаляется облика человека и приближается к своему первоначальному амплуа – дворового «вороватого» пса.

Характер у Шарикова был скверный. Чего было ждать от смеси дворняги и пьяницы, тело и органы которых составляли физическую оболочку героя? Однако профессор Преображенский, несмотря на научный склад ума, в душе был ярым романтиком. Интеллигент мечтал о том, что даже из собаки и преступника можно сотворить человека. Но реалист Булгаков выбрал очевидное разрешение такого эксперимента: вскоре после того, как Шарику пересадили части пьянствующего пролетариата, он из нового образа стал возвращаться к своему привычному состоянию.

Во многом это связано с характером и образом жизни персонажа. Дворовый пес привык выживать, а не стремиться к лучшей жизни. То же касается и Клима Чугункина, гипофиз и семенные железы которого достались Полиграфу Полиграфовичу. Недопролетарий стал ненавидеть того, кто был его создателем. Интеллигент – враг номер один для недовольно жизнью Шарикова. И это при том, что Преображенский не выказывал своего недовольства, а всегда уважительно и ласково относился к своему детищу.

Жизнь Шарикова быстро скатилась на дно. Пьянок становилось все больше. Желание изменить себя, которое не появилось вначале, впоследствии и вовсе покинуло героя. Ругательства и агрессия, мелкие правонарушения и борьба с Преображенским – Шариков, словно дворовый пес, сражался в мире людей за несуществующую колбасу. И в итоге проиграл, превратившись в пса.

Шариков: краткая характеристика

В повести Булгакова «Собачье сердце» есть один яркий персонаж. Это главный герой Полиграф Полиграфович Шариков. По Шарикову краткую характеристику писать несложно. Он воплощает в себе столько качеств и особенностей, которых нет и у десятков героев классической литературы.

Образ Шарикова кратко можно охарактеризовать как версию получеловека, полусобаки. Это гомункулус – человекоподобное существо, созданное профессором Преображенским из тела дворового пса. Пересаженный гипофиз и семенные железы пьяницы-пролетария Клима Чугункина должны были очеловечить персонажа. Но Шариков лишь внешне стал похож на своего прототипа, переняв все худшее из собаки и человека одновременно.

Говоря о Шарикова и его характеристике как герое повести Булгакова, стоит рассказать о разрушении персонажа. Поначалу Шариков подавал надежду на светлое будущее. Но потом он, как дворовый пес и алкоголик, окончательно потерял человеческий образ.

Шариков разрушил себя сам, как все пьяницы или дворняги, кусающие своих кормителей. И в этой антиутопии Булгаков продемонстрировал свое отношение к генетике и силе привычки. Если не помогать себе самостоятельно, рано или поздно поступки приведут к саморазрушению.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Оставить комментарий