:::: МЕНЮ ::::

Гротеск в поэме «Мертвые души»

Поэму Мертвые души Гоголь планировал издать в трех томах, раскрывая жизнь народа в тридцатые годы девятнадцатого века. Пороки людей первого тома должны были смениться покаянием во втором, и уже в третьем томе поэмы души оживают и представляют миру все самое лучшее. И пусть писатель осуществил задуманное не до конца, он все равно сумел создать прекрасную работу, которая стала шедевром русской литературы. Используя приемы гротеска, Гоголь сумел показать все несовершенство общества того времени. Но какова роль данного литературного приема в Мертвых душах, в чем он заключается? В сочинении я постараюсь раскрыть роль гротеска, аргументируя свои доводы примерами из литературы.

Какова роль гротеска в Мертвых душах

Чтобы понять роль гротеска в Мертвых душах, нужно разобраться, что собой представляет этот литературный прием. В целом гротеск — это отображение чего-то или кого-то в фантастическом или необычном виде. Порождая любопытные формы конкретной черты или детали, гротеск оставляет нетронутым явление в целом. Этот литературный прием присущ всему гоголевскому творчеству, в том числе и Мертвым душам. Именно гротеск позволяет автору показать крупным планом картину образов героев, делая акцент на их основных чертах. Этот прием дает возможность не только сделать персонажей смешными и узнаваемыми, но и достичь их типизации. В этом и заключается роль гротеска в произведении Гоголя.

Какова роль гротеска в Мертвых душах

Примеры

Приемы литературного гротеска хорошо заметны в описании героев Мертвых душ, где сделан акцент на какой-то конкретной стороне их характера.

Так, еще в детстве получив отцовское наставление беречь копейку, Чичиков стремится к постоянной наживе. Его основной чертой характера является стяжательство. Писатель подчеркивает это при помощи безумной идеи, которая появилась в его голове, и заключалась в скупке душ умерших крестьян.

В образе Коробочки гротеск проявляется в ее дубиноголовости. У нее отсутствует абстрактное мышление, поэтому Коробочке трудно понять, как можно осуществить сделку по продаже мертвых душ. Неужели для этого нужно выкапывать тела?

Манилову присуще сладострастие, поэтому у него даже глаза, словно сахар. Манилов постоянно пытается расположить к себе собеседника, чтобы тот сказал, какой он добрый и приятный. Но, кроме сахарности, Манилов не обладает иными чертами характера. А как известно, много сладкого влечет за собой желание испить воды, которую Манилов предложить не в силах.

Собакевича Гоголь представляет в образе медведя. Его особенностью была прожорливость, поэтому если он и ест, то целую свинью. И в этом уже прослеживается сущность животного.

Основной чертой Плюшкина была жадность и страсть накопительства, поэтому имея сбережения он ходит в тряпье, жилье в запустении, а дворовые живут впроголодь.

Что самое интересное, выделяя лишь одну деталь, характеризующую персонажа, Гоголь выбирает совершенно незначительную, но характерную черту характера, дабы читатель не смог распознать какого-то конкретного человека. Это дает возможность автору сделать персонажей безликими, и вместе с этим, похожими на всех помещиков и чиновников, что жили в тридцатые годы девятнадцатого века.

В Гоголевской поэме мы замечаем и гротескный конфликт, который заключается в противопоставлении мертвых душ с образами живых. Так, мы видим физически живых людей, но с омертвевшими душами, в то время как мертвые крестьяне оказались намного живее живых. Благодаря гротеску, Гоголю удается обличить существующие пороки, акцентируя внимание на их духовную пустоту, в то время как вспоминая об умерших крестьянах, он отзывается наилучшим образом. Этим он старается укрепить силу русского народа и верит в будущее, в незнакомую даль, что освещает очи.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Оставить комментарий